Министерство Финансов Республики УзбекистанМинистерство Финансов Республики Узбекистан
Государственный Налоговый КомитетГосударственный Налоговый Комитет
Министерство Экономики Республики УзбекистанМинистерство Экономики Республики Узбекистан
Учебный центр Министерства ФинансовУчебный центр Министерства Финансов


Все партнеры

Новости сферы

Ситуация в мире: налог на добавленную стоимость
Источник: World Business Law

Власти различных государств всё чаще и чаще пользуются преимуществами получения государственных доходов от косвенного налогообложения. Здесь важную роль играют налог на добавленную стоимость и налог с продаж, уплачивать которые обязаны компании, осуществляющие деятельность в различных юрисдикциях.

Проведенный анализ показал, что ставки косвенных налогов начали повышаться ещё до финансового кризиса, что свидетельствует о переходе от прямого налогообложения доходов к налогообложению сферы потребления. Однако, без всякого сомнения, темпы роста ставки потребительского налога ускорились в последние три или четыре года в эпоху финансовых затруднений.

Данная тенденция особенно ярко выражена в Европе, где за последний год следующие страны увеличили стандартные ставки налога на добавленную стоимость:

Соединенное Королевство — с 17.5% до 20%
Ирландия — с 21% до 23%
Кипр — с 15% до 17%
Франция — с 19.6% до 21.2% (с октября 2012 года)
Италия — с 21% до 23%
Венгрия — с 25% до 27%
Испания — с 16% до 18%
Португалия — с 20% до 23%
Греция — с 19% до 23%

Указанная статистика позволяет заключить, что средняя ставка НДС в Европейском Союзе составила в текущем году 21%, а до кризиса такое значение было равным 19,5%. При этом тенденция не ограничилась только Европой. Доклад о косвенных налогах, подготовленный компанией Томас Рейтер за третий квартал 2011 года, отражает, что только за эти три месяца увеличились ставка налога с продаж в 14 государствах и были введены в общей сложности четыре новых налога за пределами США. За то же время как на федеральном уровне, так и на уровне штатов были увеличены ставки 97 косвенных налогов, и 96 новых косвенных налогов были введены.

Разумеется, подобные изменения сказались не только на юридических, но и на физических лицах. По сведениям Tax Foundation, налоги с продаж в США, которые взимаются не только на федеральном уровне, но и на уровне города, округа, могут существенно повлиять на совокупную ставку потребительских налогов.

Правительства также применяют не такие откровенные способы получения большего дохода от потребительских налогов, в том числе путем увеличения льготных ставок налога, которые обычно взимаются с товаров первой необходимости или образовательных товаров и услуг, как то: детская одежда, книги и газеты. Например, в Великобритании огромный резонанс вызвало правительственное решение в рамках Бюджета на 2012 год об устранении «нелогичности и противоречивости» законодательства об НДС путем взимания НДС по стандартной ставке с товаров, в основном речь идет о продуктах питания, по которым ранее налог уплачивался по нулевой ставке. Франция, Греция, Италия, Норвегия, Польша, Португалия и Чешская Республика в недавнем прошлом поступили так же.

Это привело к тому, что многие государства усилили меры ответственности за налоговое мошенничество по НДС и налогу на товары и услуги в целях препятствования коммерсантам в получении выгоды от правовых пробелов в законодательстве о косвенных налогах или в совершении более тяжких преступлений, в особенности, если речь идет о транснациональных деяниях. Опять же это стало тенденцией в Европе и привело к более глубокому сотрудничеству и обмену информацией о налогоплательщиках между государственными налоговыми органами. Например, в январе текущего года соглашение о партнерстве, заключенное между Францией и Австрией, доказало свою эффективность на практике, укрепив систему обмена налоговой информацией в целях установления фактов налогового мошенничества по НДС. Кроме того, и на уровне Европейского Союза проблема была устранена Комиссией; в ноябре 2010 года была образована новая структура для борьбы с НДС-мошенничеством — Еврофиск (EUROFISC).

Компании, осуществляющие деятельность в различных государствах, столкнулись с более фундаментальными изменениями государственных систем косвенного налогообложения, которые, скорее всего, приведут к сложностям планирования. Самый яркий пример — Индия: в налоговых системах как государственного уровня, так и уровня штатов произошли серьезнейшие изменения, однако никто не знает, когда будет введен новый режим, на основании которого федеральное правительство и правительства штатов будут взимать единые налоги согласно общей системе сбора налогов, заменив центральный налог с продаж, налог на развлечения, налог на выигрыш в лотереи, сбор за электричество, гербовый сбор и налог на добавленную стоимость. Следует также отметить Китай, где правительство планирует провести реструктуризацию всех форм налогов с оборота в НДС.

Учитывая, что косвенные налоги, как, например, НДС, крайне важны для государственных бюджетов (изменение ставки НДС на 1% в Соединенном Королевстве ежегодно будет приносить правительству порядка 6 млрд фунтов стерлингов), разумеется, власти будут продолжать оттачивать режимы по взиманию налога на добавленную стоимость и налога на товары и услуги, что позволит получить больше доходов от налогоплательщиков. Действительно, анализ налоговых рисков в 2011—2012, проведенный Ernst and Young, показал, что 69% инициаторов налоговой политики ожидают получить больше доходов благодаря косвенному налогообложению, а подобные налоги, в свою очередь, должны стать основным источником новых доходов в следующем году.

По словам Филипа Робинсона, руководителя департамента косвенного налогообложения Ernst & Young, «следующие 12 месяцев окажутся трудными, поскольку правительства различных государств продолжают использовать косвенные и потребительские налоги в целях уравновешивания бюджета и налоговых реформ в других отраслях. Налоги на потребление определенных товаров, как то: налоги на электроэнергию, воздушные перевозки, выбросы углекислого газа, алкогольную и табачную продукцию также сказываются на поведении потребителей. Кроме того, многие инициаторы налоговой политики указывают на то, что они рассчитывают на то, что косвенные налоги станут основным источником средств в следующем году, в то время как налоговые органы и налогоплательщики рассматривают косвенные налоги в качестве главного очага возникновения рисков.»

Несмотря на подобные соображения, компании не готовы к изменениям, происходящим в рамках косвенного налогообложения. Согласно анализу по налогу на добавленную стоимость и налогу на товары и услуги, проведенному KPMG, такие налоги продолжают оставаться «неурегулированными и недооцененными со стороны большинства компаний». В соответствующем опросе приняли участие 225 респондентов, представляющих интересы компаний из 24 государств, которые осуществляли деятельность в период с июня по ноябрь 2011 года. Результаты опроса таковы: 63% транснациональных компаний не имеют в своем штате руководителя по вопросам подобного налогообложения, и только 59% имеют в своем штате от 1 до 10 сотрудников, занимающихся вопросами глобального косвенного налогообложения. У четверти респондентов подобные специалисты вовсе отсутствуют.

Тем не менее, исследование помогло всё же выявить, что новые модели бизнеса, глобализация, трансформация финансовых функций и быстрые изменения в законодательстве способствуют верному регулированию налога на добавленную стоимость и налога на товары и услуги.

Не стоит отрицать, что мировые финансовые трудности далеки от разрешения, а в ближайшее время рост государственных доходов не будет столь значительным, поэтому компании, скорее всего, столкнутся с ещё большими изменениями в области косвенного налогообложения во многих уголках мира. Для этого им следует подготовиться более основательно и, по крайней мере, привлечь специалистов по вопросам налогообложения.

Маргарита Прозорова
Материал подготовлен на основании информации, представленной на http://www.tax-news.com.

01.05.2012

Возврат к списку

Видеогалерея

Предстоящие события

Бизнес-центр «Пойтахт», конференц-зал «Кызылкум Голд», 04.12.2017-04.12.2017
Круглый стол по обсуждению Концепции подготовки и публикации бюджета для граждан
Бизнес-центр «Пойтахт», конференц-зал «Учкудук», 14.11.2017-14.11.2017
Научно-практическая конференция «Проблемы и возможности дальнейшего совершенствования системы управления государственными финансами в Узбекистане»
Казначейство Министерства Финансов Республики Узбекистан, 25.10.2017-25.10.2017
Семинар «Внедрение внутреннего аудита и взаимодействие органов государственного финансового контроля в Узбекистане»
Бизнес-центр «Пойтахт», конференц-зал «Учкудук», 27.11.2015-27.11.2015
Круглый стол по результатам апробации Бюджетного кодекса Республики Узбекистан