Министерство Финансов Республики УзбекистанМинистерство Финансов Республики Узбекистан
Государственный Налоговый КомитетГосударственный Налоговый Комитет
Министерство Экономики Республики УзбекистанМинистерство Экономики Республики Узбекистан
Учебный центр Министерства ФинансовУчебный центр Министерства Финансов


Все партнеры

Новости проекта

2014 год – начало отсчета Бюджетного Кодекса страны
Презентация и обсуждение Бюджетного Кодекса страны, над проектом которого работала межведомственная рабочая группа из числа специалистов заинтересованных ведомств и независимых экспертов, состоялась сегодня в столичном Бизнес-центре «Пойтахт». В нем приняли участие около 40 представителей заинтересованных сторон, включая Законодательную Палату Олий Мажлиса, Кабинет Министров, ключевые министерства и ведомства страны, такие как, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство экономики, а также руководители и представители ряда международных и донорских организаций, аккредитованных в Узбекистане, включая ПРООН, МВФ, Всемирный банк, АБР, Исламский Банк Развития, Делегацию Европейского Союза, Японское агентство по международному сотрудничества, ЮСАИД, ГИЦ, Швейцарское бюро по сотрудничеству, а также АДЕТЕФ (Франция) и ТИКА (Турция).

Основной целью встречи являлась презентация международным партнёрским организациям проекта Бюджетного Кодекса, обсуждение основных его положений и нововведений в свете соответствия международным нормам и стандартам.
В течение последних 10 лет Правительство Республики Узбекистан в тесном сотрудничестве с донорским сообществом проводит реформирование системы управления государственными финансами в целях обеспечния успешной реализации социально-экономической политики Правительства. Представленный на встрече проект Бюджетного кодекса является ещё одним результатом этого успешного сотрудничества.

Бюджетный кодекс – это законодательный акт, который определяет основы бюджетной системы страны, ее структуру, принципы, правовые отношения, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений. Он, консолидирует основные Законы страны в данной сфере, включая Закон «О бюджетной системе» и «О казначейском исполнении Государственного бюджета», систематизирует и согласовывает нормы и положения, предусмотренные в различных подзаконных актах, даёт четкие понятия и определения, используемые в бюджетном законодательстве, создает основу для внедрения в бюджетный процесс новых методов и инструментов, а также адаптации международных стандартов и норм.

Как отметил в своей приветственной речи Первый заместитель министра финансов Республики Узбекистан г-н Бахром Юсупов, - Бюджетный кодекс должен обеспечить все заинтересованные стороны комплексной и надежной информацией о бюджетной системе и бюджетном процессе. И это важно не только для Правительства, которое занимается разработкой и исполнением Государственного бюджета, но также эта информация важна и для Олий Мажлиса, местных органов власти, бюджетных организаций и всех граждан. Так, для регионов - Бюджетный кодекс должен обеспечить устойчивый и эффективный механизм перераспределения ресурсов и укрепления их доходного потенциала. Для бюджетных организаций – это четкие и ясные правила составления и исполнения бюджетов и выполнения поставленных перед ними задач. Для граждан принятие Бюджетного кодекса важно потому, что сегодня почти 60% Государственного бюджета - это бюджет, направленный на социальную сферу. Это расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту. Соответственно, если законодательство будет обеспечивать четкие процедуры исполнения и контроля за исполнением Государственного бюджета, можно обеспечивать равный доступ к услугам здравоохранения и образования, поддержать уязвимые группы населения и эффективно реализовать другие социальные обязательства государства.

Стоит отметить, что данный документ разработан при содействии Программы Развитии ООН в тесном сотрудничестве с Министерством финансов, другими заинтересованными ведомствами, а также международными партнёрскими организациями, включая МВФ и АДЕТЕФ (Франция).
- Трудно переоценить важность разработки Бюджетного Кодекса, который регулирует один из основных инструментов государственной политики - Государственный бюджет, - сказал в своём выступлении Стефан Приснер, Постоянный координатор ООН и Постоянный Представитель ПРООН в Узбекистане. – Хотелось бы выделиить 3 важных аспекта данного процесса:
Первое - это демонстрирует приверженность Правительства проводить реформы в сфере управления гос.финансами, включая внедрение новых методов планирования, а также обеспечение прозрачности бюджетного процесса;
Второе - Правительство планирует внедрить международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности в гос.секторе;
Третье - разработанный документ является наглядным примером успешного сотрудничества Правительства Узбекистана с донорским сообществом, включая ПРООН и МВФ, - отметил г-н Приснер.

ПРООН оказывал техническое содействие на всех этапах подготовки Бюджетного кодекса, начиная с инвентаризации бюджетного законодательства и заканчивая подготовкой проекта Бюджетного кодекса. В рамках Проекта «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» были созданы рабочие группы, в состав которых входили представители Минфина, отраслевых министерств и независимые эксперты, которые занимались разработкой соответствующих глав Бюджетного кодекса. В процессе подготовки проекта Бюджетного кодекса при содействии Проекта организованы широкие обсуждения с привлечением депутатов Олий Мажлиса, представителей Кабинета Министров, отраслевых министерств и ведомств, местных органов власти и независимых экспертов. Также проектом были организованы семинары по новым подходам планирования и исполнения бюджета (БОР) с привлечением международных экспертов, а также учебные поездки.

Необходимо отметить, что Бюджетный кодекс вводит новые принципы построения бюджетной системы, включая принципы результативности, эффективности и прозрачности бюджетного процесса. В целях повышения эффективности планирования и использования бюджетных средств Бюджетным кодексом вводятся элементы программного бюджетирования, как одной из моделей бюджетирования, ориентированного на результат. Предусмотрено, что министерства/бюджетополучатели, при планировании бюджета будут представлять наряду с бюджетной заявкой Стратегический план развития (на три года), реестр расходных обязательств и др. Эти нововведения обеспечивают увязку планирования бюджетных расходов с результатами деятельности министерств/бюджетополучателей. Создается основа для внедрения принципов среднесрочного планирования бюджета, что предусмотрено нормой о составлении бюджета на период более одного года.

Важной нормой Бюджетного кодекса является утверждение новой бюджетной классификации, которая разработана на основе международных стандартов и введена в действие с 2012 года. Положения Бюджетного кодекса также дают полномочия Министерству финансов вводить стандарты бухгалтерского учета в государственном секторе, согласованные с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора.
И наконец следует отметить, что Кодекс вводит требование о публикации отчетов об исполнении государственного бюджета, государственных целевых и внебюджетных фондов в СМИ и на сайте Минфина, после их принятия Олий Мажлисом.

Все перечисленные изменения и нововведения, среди прочих других были предложены на основе изучения передового международного опыта и направлены на дальнейшее повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса и бюджетной системы в целом.

Обсуждение Бюджетного Кодекса позволило обсудить и узнать мнения международных партнёрских организаций о новом документе, а также выработать рекомендации и предложения по его улучшению. Ожидается, что в будущем Бюджетный Кодекс позволит упростить работу всех участников бюджетного процесса и в совокупности с действующим Налоговым кодексом позволит сформировать единую унифицированную, соответствующую международным стандартам законодательную базу государственных финансов.

Возврат к списку

Видеогалерея

Предстоящие события

Бизнес-центр «Пойтахт», конференц-зал «Учкудук», 27.11.2015-27.11.2015
Круглый стол по результатам апробации Бюджетного кодекса Республики Узбекистан
Гостиница Рэдиссон, 17.11.2015-17.11.2015
Семинар «Бюджетный процесс: международный опыт и действующая практика в Республике Узбекистан»
Конференц-зал «Учкудук», Бизнес центр «Пойтахт», 4 этаж, 14.11.2015-14.11.2015
Семинар «Актуальные вопросы реформирования бюджетного учета в Республике Узбекистан в соответствии с МСФООС»
Ташкентский финансовый институт, Лекционный зал №1, 04.12.2014-04.12.2014
Круглый стол «Обсуждение результатов апробации Бюджетного кодекса»