Министерство Финансов Республики УзбекистанМинистерство Финансов Республики Узбекистан
Государственный Налоговый КомитетГосударственный Налоговый Комитет
Министерство Экономики Республики УзбекистанМинистерство Экономики Республики Узбекистан
Учебный центр Министерства ФинансовУчебный центр Министерства Финансов


Все партнеры

Пресса о нас

2014 год – начало отсчета Бюджетного Кодекса страны

Источник: www.mf.uz

Ташкент, 12 августа 2013 г. – Презентация и обсуждение Бюджетного Кодекса страны, над проектом которого работала межведомственная рабочая группа из числа специалистов заинтересованных ведомств и независимых экспертов, состоялась сегодгя в столичном Бизнес-центре «Пойтахт». В нем приняли участие около 40 представителей заинтересованных сторон, включая Законодательную Палату Олий Мажлиса, Кабинет Министров, ключевые министерства и ведомства страны, такие как, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство экономики, а также руководители и представители ряда международных и донорских организаций, аккредитованных в Узбекистане, включая ПРООН, МВФ, Всемирный банк, АБР, Исламский Банк Развития, Делегацию Европейского Союза, Японское агентство по международному сотрудничества, ЮСАИД, ГИЦ, Швейцарское бюро по сотрудничеству, а также АДЕТЕФ (Франция) и ТИКА (Турция).

Основной целью встречи являлось презентация международным партнёрским организациям проекта Бюджетного Кодекса, обсуждение основных его положений и нововведений в свете соответствия международным нормам и стандартам.

В течение последних 10 лет Правительство Республики Узбекистан в тесном сотрудничестве с донорским сообществом проводит реформирование системы управления государственными финансами в целях обеспечения успешной реализации социально-экономической политики Правительства. Представленный на встрече проект Бюджетного кодекса является ещё одним результатом этого успешного сотрудничества.

Бюджетный кодекс – это законодательный акт, который определяет основы бюджетной системы страны, ее структуру, принципы, правовые отношения, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений. Он, консолидирует основные Законы страны в данной сфере, включая Закон «О бюджетной системе» и «О казначейском исполнении Государственного бюджета», систематизирует и согласовывает нормы и положения, предусмотренные в различных подзаконных актах, даёт четкие понятия и определения, используемые в бюджетном законодательстве, создает основу для внедрения в бюджетный процесс новых методов и инструментов, а также адаптации международных стандартов и норм.

Как отметил в своей приветственной речи Первый заместитель министра финансов Республики Узбекистан г-н Бахром Юсупов, - Бюджетный кодекс должен обеспечить все заинтересованные стороны комплексной и надежной информацией о бюджетной системе и бюджетном процессе. И это важно не только для Правительства, которое занимается разработкой и исполнением Государственного бюджета, но также эта информация важна и для Олий Мажлиса, местных органов власти, бюджетных организаций и всех граждан. Так, для регионов - Бюджетный кодекс должен обеспечить устойчивый и эффективный механизм перераспределения ресурсов и укрепления их доходного потенциала. Для бюджетных организаций – это четкие и ясные правила составления и исполнения бюджетов и выполнения поставленных перед ними задач. Для граждан принятие Бюджетного кодекса важно потому, что сегодня почти 60% Государственного бюджета - это бюджет, направленный на социальную сферу. Это расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту. Соответственно, если законодательство будет обеспечивать четкие процедуры исполнения и контроля за исполнением Государственного бюджета, можно обеспечивать равный доступ к услугам здравоохранения и образования, поддержать уязвимые группы населения и эффективно реализовать другие социальные обязательства государства.

Стоит отметить, что данный документ разработан при содействии Программы Развитии ООН в тесном сотрудничестве с Министерством финансов, другими заинтересованными ведомствами, а также международными партнёрскими организациями, включая МВФ и АДЕТЕФ (Франция).

- Трудно переоценить важность разработки Бюджетного Кодекса, который регулирует один из основных инструментов государственной политики - Государственный бюджет, - сказал в своём выступлении Стефан Приснер, Постоянный координатор ООН и Постоянный Представитель ПРООН в Узбекистане. – Хотелось бы выделить 3 важных аспекта данного процесса:

Первое - это демонстрирует приверженность Правительства проводить реформы в сфере управления гос.финансами, включая внедрение новых методов планирования, а также обеспечение прозрачности бюджетного процесса;

Второе - Правительство планирует внедрить международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности в гос.секторе;

Третье - разработанный документ является наглядным примером успешного сотрудничества Правительства Узбекистана с донорским сообществом, включая ПРООН и МВФ, - отметил г-н Приснер.

ПРООН оказывал техническое содействие на всех этапах подготовки Бюджетного кодекса, начиная с инвентаризации бюджетного законодательства и заканчивая подготовкой проекта Бюджетного кодекса. В рамках Проекта «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» были созданы рабочие группы, в состав которых входили представители Минфина, отраслевых министерств и независимые эксперты, которые занимались разработкой соответствующих глав Бюджетного кодекса. В процессе подготовки проекта Бюджетного кодекса при содействии Проекта организованы широкие обсуждения с привлечением депутатов Олий Мажлиса, представителей Кабинета Министров, отраслевых министерств и ведомств, местных органов власти и независимых экспертов. Также проектом были организованы семинары по новым подходам планирования и исполнения бюджета (БОР) с привлечением международных экспертов, а также учебные поездки.

Необходимо отметить, что Бюджетный кодекс вводит новые принципы построения бюджетной системы, включая принципы результативности, эффективности и прозрачности бюджетного процесса. В целях повышения эффективности планирования и использования бюджетных средств Бюджетным кодексом вводятся элементы программного бюджетирования, как одной из моделей бюджетирования, ориентированного на результат. Предусмотрено, что министерства/бюджетополучатели, при планировании бюджета будут представлять наряду с бюджетной заявкой Стратегический план развития (на три года), реестр расходных обязательств и др. Эти нововведения обеспечивают увязку планирования бюджетных расходов с результатами деятельности министерств/бюджетополучателей. Создается основа для внедрения принципов среднесрочного планирования бюджета, что предусмотрено нормой о составлении бюджета на период более одного года.

Важной нормой Бюджетного кодекса является утверждение новой бюджетной классификации, которая разработана на основе международных стандартов и введена в действие с 2012 года. Положения Бюджетного кодекса также дают полномочия Министерству финансов вводить стандарты бухгалтерского учета в государственном секторе, согласованные с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора.

И, наконец, следует отметить, что Кодекс вводит требование о публикации отчетов об исполнении государственного бюджета, государственных целевых и внебюджетных фондов в СМИ и на сайте Минфина, после их принятия Олий Мажлисом.

Все перечисленные изменения и нововведения, среди прочих других были предложены на основе изучения передового международного опыта и направлены на дальнейшее повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса и бюджетной системы в целом.

Обсуждение Бюджетного Кодекса позволило обсудить и узнать мнения международных партнёрских организаций о новом документе, а также выработать рекомендации и предложения по его улучшению. Ожидается, что в будущем Бюджетный Кодекс позволит упростить работу всех участников бюджетного процесса и в совокупности с действующим Налоговым кодексом позволит сформировать единую унифицированную, соответствующую международным стандартам законодательную базу государственных финансов.

Возврат к списку

Видеогалерея

Предстоящие события

Бизнес-центр «Пойтахт», конференц-зал «Кызылкум Голд», 04.12.2017-04.12.2017
Круглый стол по обсуждению Концепции подготовки и публикации бюджета для граждан
Бизнес-центр «Пойтахт», конференц-зал «Учкудук», 14.11.2017-14.11.2017
Научно-практическая конференция «Проблемы и возможности дальнейшего совершенствования системы управления государственными финансами в Узбекистане»
Казначейство Министерства Финансов Республики Узбекистан, 25.10.2017-25.10.2017
Семинар «Внедрение внутреннего аудита и взаимодействие органов государственного финансового контроля в Узбекистане»
Бизнес-центр «Пойтахт», конференц-зал «Учкудук», 27.11.2015-27.11.2015
Круглый стол по результатам апробации Бюджетного кодекса Республики Узбекистан