Министерство Финансов Республики УзбекистанМинистерство Финансов Республики Узбекистан
Государственный Налоговый КомитетГосударственный Налоговый Комитет
Министерство Экономики Республики УзбекистанМинистерство Экономики Республики Узбекистан
Учебный центр Министерства ФинансовУчебный центр Министерства Финансов


Все партнеры

Пресса о нас

Проект ПРООН «Реформа бюджетной системы в Узбекистане»: инициативы и направления содействия

Источник: "Бизнес Вестник Востока"
Повышение эффективности государственных финансов - одна из ключевых задач социально-экономической политики в Узбекистане, от которой в значительной степени будут зависеть темпы роста и устойчивость национальной экономики.

Активное содействие в этом направлении оказывает проект «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» Программы Развития ООН. В данное время Проектом осуществляется ряд инициатив, направленных на содействие в улучшении законодательной базы в данной сфере, разработке и внедрении методологии бюджетирования, ориентированного на результат, а также повышение потенциала госслужащих для продвижения реформ.

- В Узбекистане через государственный бюджет распределяется около 21% ВВП. Большую часть его расходов, порядка 58%, составляют расходы на социальную сферу. Это расходы на образование, здравоохранение и другие отрасли, которые предоставляют услуги всему населению. Равный доступ к качественным услугам этих отраслей напрямую влияет на благосостояние населения страны, - рассказывает координатор исследований Проекта «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» Виктория Аношкина.

Одно из направлений деятельности Проекта ПРООН «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» - совершенствование законодательной базы в бюджетной сфере, изучение и освоение новых подходов к планированию государственных расходов.

- В этой связи в данное время проект работает над совершенствованием законодательной базы, в частности над подготовкой проекта Бюджетного кодекса, который станет единым законодательным актом в бюджетной сфере и над новым методом планирования расходов – бюджетированием, ориентированном на результаты, - добавила Виктория Аношкина.

Добавим, что Бюджетный кодекс - это законодательный акт, который определяет основы бюджетной системы, ее структуру, принципы, правовые отношения, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Он позволяет сконсолидировать все законодательные и нормативно-правовые акты, документы в сфере управления государственными финансами в единый документ.

Что касается бюджетирования, ориентированного на результат, то оно представляет собой метод связывания расходов государственного бюджета с результатами, полученными после расхода средств. Он исходит из того, что при планировании расходов будут учитываться не только нормы, нормативы, расходы за предыдущие годы, но и результаты, которые будут достигнуты от финансирования какой-либо услуги или деятельности

- Одним из основных методов бюджетирования, ориентированного на результат, является программный метод. Его суть заключается в том, что бюджет строится на основе программ. Каждая программа имеет цели, задачи и в каждой программе определены результаты. Таким образом, уже заранее просчитывается, какие будут достигнуты результаты при ее реализации. Бюджетирование, ориентированное на результат, как бы меняет планирование исполнения бюджета, в результате будут задействованы не только финансовые показатели, но и нефинансовые, - говорит Виктория Аношкина.

Другой инициативой проекта является реализация такого нового направления как «Совершенствование бухгалтерского учета в государственном секторе», которое необходимо для успешного продвижения бюджетной реформы. Поскольку учет и отчетность обеспечивает формирование информации, необходимой для принятия решений, оценки исполнения бюджета, то данный компонент является очень актуальным.

Проекта ПРООН «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» также содействует в разработке и внедрении нормативной и регулятивной базы для обеспечения эффективной и прозрачной системы государственных закупок.

Напомним, что государственные закупки - это приобретение товаров и услуг для государственных нужд полностью или за счет государственного бюджета. Их важность заключается в том, чтобы обеспечить государственный сектор всеми необходимыми товарами и услугами высокого качества, в нужном количестве и по приемлемым ценам.

- Государственные закупки составляют 11% от ВВП или одну треть от консолидированного бюджета. В настоящее время наш проект работает над совершенствованием законодательства в этой сфере, в том числе, мы разрабатываем проект закона и проекты четырех новых положений, регулирующих процедуры государственных закупок. В этом направлении мы активно сотрудничаем с депутатами нижней палаты парламента, представителями министерств и ведомств, а также частного сектора. Кроме того, в целях изучения международного опыта в мае этого года мы организовали поездку во Францию для сотрудников Министерства финансов и крупных закупщиков, - говорит национальный консультант проекта ПРООН "Реформа бюджетной системы в Узбекистане" Санджар Бабаев.

Добавим, что в начале прошлого года в результате реформ в этой сфере была внедрена электронная система аукционов для государственных закупок и создан интернет-портал, где размещаются информация о государственных закупках.

Таким образом, Проект «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» укрепляет и расширяет потенциал в сфере проведения реформ, направленных на повышение эффективности, подотчетности и прозрачности управления бюджетной системой.

Возврат к списку

Видеогалерея

Предстоящие события

Бизнес-центр «Пойтахт», конференц-зал «Кызылкум Голд», 04.12.2017-04.12.2017
Круглый стол по обсуждению Концепции подготовки и публикации бюджета для граждан
Бизнес-центр «Пойтахт», конференц-зал «Учкудук», 14.11.2017-14.11.2017
Научно-практическая конференция «Проблемы и возможности дальнейшего совершенствования системы управления государственными финансами в Узбекистане»
Казначейство Министерства Финансов Республики Узбекистан, 25.10.2017-25.10.2017
Семинар «Внедрение внутреннего аудита и взаимодействие органов государственного финансового контроля в Узбекистане»
Бизнес-центр «Пойтахт», конференц-зал «Учкудук», 27.11.2015-27.11.2015
Круглый стол по результатам апробации Бюджетного кодекса Республики Узбекистан